суббота, 24 апреля 2010 г.

Лени Рифеншталь - проповедник нацизма или культуры свободного тела?

Говоря о предвоенной Германии, нельзя не вспомнить о Лени Рифеншталь.

РИФЕНШТАЛЬ, ЛЕНИ (Riefenstahl, Leni) (полное имя Хелена Берта Амалия Рифеншталь) (1902-2003), танцовщица, актриса, режиссер, реформатор кинематографа, фотохудожник.

Родилась 22 августа 1902 в Берлине. В 1910 начинает учиться в Берлинской школе искусств, в которой пристрастилась к живописи, музыке, балету и танцам. C 1921 по 1923 год она обучается классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин, и становится ее лучшей ученицей. Вскоре Рифеншталь, достигнув значительного успеха в учебе, стала выступать с танцовщицей Мари Вигман (обе чем-то напоминали Айседору Дункан). В 1923 выступает в театрах Цюриха, Мюнхена, Праги и в Берлине — в Национальном театре под управлением Макса Рейнхарда, где ее выступление имело грандиозный успех.

Свой путь в киноискусство начинает в 1926 в качестве актрисы-танцовщицы. В дебютной ленте “Священная гора” исполнила роль танцовщицы Диотимы. Далее были актерские работы в “горных фильмах” (кинокартинах, действие которых происходит в горах) режиссера Арнольда Фанка: “Большой прыжок”, “Белый ад Пиц-Палю” , “Шторм над Монбланом” и др. Она бесстрашно покоряла горные пики, без страховки, рискуя жизнью, выполняла сложнейшие трюки. В 1932 делает свою первую режиссерскую работу — игровой фильм “Голубой свет”. Вехой в ее карьере стал фильм “Триумф воли” — о 6-ом Имперском партийном съезде.

В 1936 в Берлине состоялись Олимпийские игры. В качестве режиссера, освещающего это событие, была приглашена Лени Рифеншталь.

После окончания Второй мировой войны несколько раз оказывалась за решеткой и даже провела два года в сумасшедшем доме. Впоследствии все обвинения в пособничестве нацизму были сняты, и Рифеншталь перестали преследовать. “Равнина”, последний ее игровой фильм, законченный в 1954, практически не дошел до зрителей. Ни один из ее послевоенных проектов (в которых участвовали такие звезды, как Анна Маньяни, Бриджит Бардо, Жан Кокто, Жан Маре) не был завершен.

В 1970-е начинает заниматься фотографией. В то время она жила восемь месяцев в Судане, среди нубийцев из племен Масаки и Као. Результатом стал ее фотоальбом “Последние нубийцы”, в котором настолько очевидно желание показать красоту человеческого тела, что критики снова обвинили ее в пропаганде нацизма. Ее фильмы об Африке так и не вышли на экран.

Начинает заниматься подводным плаванием, совершив за последние три десятилетия своей жизни более двух тысяч погружений. Итогом ее подводных путешествий стал фильм “Подводные ощущения”, а также фотоальбом “Коралловые сады”. Последней ее работой, осуществленной на 101 году жизни, стал документальный фильм “Африканская мечта”. Умерла Лени Рифеншталь 8 сентября 2003 на юге Баварии, в своём собственном доме в городке Пёкинг, у Штарнбергского озера.

Да, даже в этих скупых строках мы видим, что имеем дело с чем-то уникальным. Нырять и снимать под водой “все свои 80-е годы”, ставить фильм в “сотые” — это нечто.

Давайте сравним самые выдающиеся скульптуры нацисткой эпохи с кадрами из второго самого известного фильма Лени Рифеншталь — “Олимпия”. Напомню, что фильм этот снимался в августе 1936 года в Берлине, на последней предвоенной олимпиаде. В съемках участвовало еще больше операторов и помощников, чем даже в “Триумфе воли”. Насняли 400 км. пленки, чтобы только их просмотреть, нужно было два с половиной месяца. Еще два года Лени монтировала кадры. Вышло нечто небывалое! Фильм за художественную ценность вошел в десятку фильмов всех времен, не считая всяких прочих наград.
Уж там было полно обнаженной натуры. Но все как бы из Древней Греции, все эти ожившие дискоболы и копьеметатели, бегуны и прыгуны. Гитлер весьма ценил культуру и искусство Древней Греции. Не потому, что был таким уж знатоком и эстетом, а потому, что, по его мнению, дорийцы, вторгшиеся в Пелопонесс и отбившие его у ахейцев, были людьми с севера, нордической расой. И вот в этом фильме мы видим немецких производителей обоих полов как образцово-показательных особей.


Кадр из ранних фильмов Рени Р.


Кадр из фильма “Олимпия”

1 комментарий:

Alex комментирует...

>Ни один из ее послевоенных проектов не был завершен.

Надо полагать, имеются в виду художественные фильмы? Поскольку всякое документальное она снимала, и в заметке об этом тоже есть.

Впрочем, лично мне она запомнилась больше как "проповедница нацизма". И "Олимпия", и особенно "Триумф" сами по себе - мега-фильмы, оченно впечатляет. Последующее - как-то не то.