суббота, 2 июля 2011 г.

Ещё статья

Продолжаем публиковать присланные Романом материалы. На этот раз - статья, посвящённая развитию натуризма в Латвии в 30-е гг. XX века. Судя по встречающемуся там и сям слову "Космо", изначально она написана для журнала "Космополитен".

ЛЮДИ БЕЗ ОДЕЖДЫ

Зане Никодемуса,
Суббота, 11 июля (2009)

Нудистов объединяет то, что получить удовольствие от пребывания на пляже им мешает одежда. Даже если это мини-бикини или микроскопические плавки. "Космо" выясняет, когда и зачем люди в Латвии стали загорать голыми. 

В 1932 году одна из лиепайских газет сообщала: "В прошлое воскресенье на пляже в Бернатах можно было наблюдать необычный пейзаж. Около 12 часов там появилась группа молодёжи - 6 девушек и около 10 юношей. Они отыскали на пляже удалённый уголок и разместились там. Все они разделись догола и провели в костюмах Адама весь остаток дня. Среди странных отдыхающих приехавшие в Бернаты лиепайчане опознали своих знакомых".

 Поднявшаяся в Европе за 40 лет до этого волна культуры свободного тела, или нудизма, наконец достигла Латвии. При этом нагота в нашей культуре всегда занимала важное место, например, мытьё в озёрах и реках обычно происходило в голом виде, а в Юрмале, в свою очередь, уже в последние десятилетия XIX века расписанием предусматривались определённые часы, когда посетители пляжа могли купаться голышом, однако женщины и мужчины занимались этим в разное время. Именно поэтому вошедшие в 30-х в моду совместные солнечные ванны представителей обоих полов в костюмах Адама и Евы стали очень серьёзной проверкой и для самих нудистов, и для остального общества.

Дикари, которых приобретут зоопарки

Регистрацию Латвийского Общества свободной культуры тела 19 апреля 1932 года современники комментировали так: "Как и все крики моды, это появилось у нас с отставанием от заграницы на пару лет и в первую очередь привлекает стремящиеся за сенсациями, неразвитые и незанятые умы". Журналисты полагали, что сторонниками общества являются интеллигентные молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет, и не только рижане. Приверженцы нудизма были замечены также в Елгаве, Лиепае и Бауске. Когда пошедшие в лес по ягоды люди случайно встретили группу голых мужчин и женщин, газета прокомментировала это так: "За лазанием и прыганием по деревьям эти люди "нового сорта", однако, пока нигде не замечены. Скорее всего, они ещё не достигли этого в своём "развитии". Когда они до этого дойдут, то будут прыгать с ветки на ветку, как белки. Нет сомнений, что в этом случае зоопарки приобретут по экземпляру этих дикарей".


Нудистское общество, однако, не поддалось общественному осуждению и вскоре стало издавать журнал "Brīvais cilvēks" ("Свободный человек"), в котором призывало мужчин и женщин вернуться к природе и вместе загорать и купаться голышом. Они заявляли, что "нет ничего постыдного в том, что полезно для нашего телесного и душевного здоровья". В журнале также публиковались мнения некоторых врачей и научные статьи, в которых подчёркивалось, что солнечную энергию надо использовать целиком, и именно половые органы нужно подвергать воздействию солнечных лучей, поскольку "под влиянием солнца усиливается приток крови к половым железам, что, в свою очередь, положительно отзывается на состоянии всего организма". В каждом номере можно было ознакомиться и с личным опытом кого-то из нудистов. Примечательно, что это всегда был рассказ мужчины. "Могу смотреть на женщину, и притом красивую, без малейшего возбуждения, не знаю даже, как это объяснить. Знаю только, что до этого никогда не мог спокойно смотреть на голую женщину. Но это было при других обстоятельствах", - писал о своём первом посещении нудистского пляжа некий мужчина, который подписался как Меф. Хотя нудисты оценивали своё число в 100 человек, большинство из них хотели остаться анонимными.

Не построили сплошной забор

Однако уже 14 июля Министерство внутренних дел предложило закрыть общество, принимая во внимание "деморализующее влияние культивирования наготы на народную нравственность". В действительности в этот раз виноваты были сами виновны в случившемся, поскольку при устройстве площадки для отдыха на берегу моря за Буллюциемсом, при устье Лиелупе, вопреки уставу общества не огородили её сплошным забором, а только проволокой и только со стороны суши, поэтому ограждение не прикрывало нудистов от взглядов остальных посетителей пляжа. Деятельность общества была приостановлена до рассмотрения дела в Рижском Окружном суде, который 15 ноября постановил его закрыть. Министерство внутренних дел также аннулировало лицензию, выданную обществу на издание ежемесячного журнала "Brīvais cilvēks". К этому моменту уже вышли четыре номера, в которых, наряду с призывами загорать и купаться голышом, а также активно заниматься спортом, можно было прочитать довольно чувственные романы о несчастной любви и посмотреть на фотографии принимающих солнечные ванны нудистов. Поэтому неудивительно, что некоторые покупатели журнала были настолько стеснительными, что долго бродили вокруг киоска, пока не наступал выгодный момент, когда не было других покупателей и можно было купить журнал.

Не пошло на пользу нудистскому обществу и то, что его руководитель Екабс Налда на самом деле был часто упоминаемым на страницах криминальной хроники бывшим офицером Латвийской армии Екабсом Гринбергом, которого полиция неоднократно задерживала за распространение и употребление кокаина. Закрытие общества, тем не менее, не означало, что поклонники голого отдыха разошлись. Ещё в 1934 году Екабс не только собирал единомышленников на своей даче в Вецаки, но и продавал им кокаин.

Подружиться и поговорить

И тем не менее, если в Латвии до 30-х годов прошлого века многие люди, особенно на селе, загорали и купались (правда, купание того времени нельзя сравнить с ролью водных процедур в нашей культуре. - ред.) голыми, разве что женщины и мужчины занимались этим по отдельности, почему вдруг стало так важно делать это вместе? Конечно, в первую очередь на это повлиял пример крупных городов Германии и остальной Европы, где сотни рабочих после тяжёлой трудовой недели отправлялись на пляж, чтобы наслаждаться жизнью и отдыхать голышом. Однако, попробовав нудизм самостоятельно, латыши поняли, в чём заключается его настоящая привлекательность.

Историк, исследователь Института истории Латвии Инета Липша рассказывает, что в начале 30-х годов общественная жизнь женщин и мужчин всё ещё была разделенаи практически единственными местами, где можно было познакомиться и поговорить с противоположным полом, были пикники, различные общественные работы и пляж. Именно поэтому энтузиасты нудизма, предлагая другую среду и другие ощущения, хотели расширить возможности совместного времяпрепровождения. Даже из публикаций журнала "Brīvais cilvēks" можно понять, насколько представители обоих полов хотели наконец оказаться вместе и просто поговорить: "На небольшой, поросшей травой площадке несколько мужчин и женщин, полностью голые, играют с мячом, а большинство загорает, разбившись на группы, и о чём-то друг с другом беседует".

Хотят анонимности

После того, как деятельность Латвийского Общества культуры свободного тела была официально приостановлена, нудисты, несмотря на критическое отношение общества, продолжали по-тихому собираться в Вецаки и даже основали новое общество "Гайсма", которое придерживалось философии сторонников культуры свободного тела, разве что солнечные ванны обещало принимать в купальниках. Некоторые обещание действительно выполнили и надевали купальники, хоть и микроскопические, но большинство продолжало загорать голышом. И у них это более или менее успешно получалось. Только при советской власти, когда Министерство внутренних дел начало строить для своих сотрудников дачи в Гарциемсе, нудистов прогнали из окрестностей Вецаки. Они перебрались в Инчупе и Лиласте, где меньше людей, и теперь считают, что времена подполья и репрессий прошли только после 1995 года.

Сейчас интересы нудистов защищает основанная в 2004 году Латвийская Ассоциация натуристов, в которой около 2000 членов. В основном латыши, самых разных профессий и возраста. Однако и они, подобно своим предшественникам, тщательно пекутся о своей анонимности. "Мы бережём свою личную жизнь", - сказала "Космо" одна из нудисток и добавила, что философию нудизма лучше всего понимает "интеллигенция - врачи, художники, адвокаты", к тому же они легче всего приспосабливаются к строгим правилам внутреннего распорядка, которые действуют на нудистском пляже. "Мы не только следим за вещами друг друга, но наши мужчины даже защищают женщин от подглядывающих и других нежелательных лиц". В свою очередь, связанных с полицией неприятностей бояться больше не надо. Всё чаще самоуправления даже выделяют нудистам особое место, где можно загорать. Смело это можно делать в Вецаки, Лиепае и Вентспилсе. Надо только найти на пляже знак с перечёркнутым купальником.

Знай!

Некоторые нудистские пляжи делятся на зоны. Например, в Вецаки небольшой участок пляжа выделен для "ветеранов" - людей, которые уже много лет загорают голыми, и семей, далее идёт зона для отдыха дам, которая, в свою очередь, граничит с гей-зоной, где в основном отдыхают мужские пары.

Урок истории

Считается, что истоки нудизма нужно искать в Древней Греции, однако расцвет современного нудизма произошёл в конце XIX века в Германии. Некто Рихард Унгевитер, издав книгу "Нагота" и заметив, что её мгновенно раскупили, создал первое в мире нудистское общество, принципами которого были: не есть мяса, не курить, не засорять окружающую среду, не употреблять алкоголь и заниматься физкультурой хотя бы по утрам и вечерам. И, само собой, голыми радоваться солнцу и свежему воздуху.


P.S. Любые поправки по поводу косяков перевода, как обычно, безусловно приветствуются.

P.P.S. Некоторые детские комментарии по ссылке - шедевральны.

Комментариев нет: